19 декабря Леониду Ильичу Брежневу исполнилось бы 105 лет. Юбилей Генерального секретаря КПСС, правящего страной 17 лет, нынешние власти скромно замолчали. Один документальный фильм на отнюдь не главном канале ТВЦ, несколько публикаций в печатной прессе, вот, пожалуй, и все, чем удостоили «дорого Леонида Ильича» нынешние хозяева Кремля.
Видимо, потому, что период так называемого брежневского застоя в сознании многих россиян среднего и старшего возраста сегодня воспринимается чуть ли не как потерянный рай. Помню разговор с одним историком в самом начале горбачевской перестройки. «Пройдет лет двадцать, и мы еще с тоской будем вспоминать это время», – сказал он. Тогда в эти слова не верилось. Еще помнились анекдоты о дряхлеющем советском вожде, любящим украшать свою грудь звездами Героя, еще был не затерт образ Владимира Высоцкого, в чьих песнях звучал протест против затхлости общественного устройства, еще шла война в Афганистане, которую начал Генсек, – какое тут «будете с тоской вспоминать». К середине восьмидесятых в широкий обиход вошло слово «совок», которе напрямую ассоциировалось со свершениями Брежнева. Почему же сегодня россиян не оставляет ностальгия о тех временах?
Валерий Соловей, философ, профессор МГИМО
- Любая трансформация отношения общества к какому-то времени, как правило, строится на сравнении того, что было с тем, что последовало после. К тому же у людей есть психологическая особенность – мы не ценим того, что имеем. Как в известной поговорке: что имеем не храним, потерявши – плачем. Брежневский застой был временем социальной стабильности, абсолютной социальной предсказуемости и в общем-то относительного благополучия. Причём по меркам не только советской, но и российской истории. Сейчас, когда люди переоценивают то застойное двадцатилетие, они сравнивают с тем, что они потеряли, то что они видят вокруг себя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий