Планы модернизации в президентском послании не соответствуют его же диагнозу состояния страны. Общий диагноз очень жесткий (модернизация — «вопрос выживания»), лечение предложено местное и гомеопатическое.
Дмитрий Медведев повторил уже привычную негативную оценку состояния дел в стране: «хроническая отсталость, зависимость от сырьевого экспорта, коррупция». Повторил и знакомую уже по статье «Россия, вперед!» прекрасную картину будущего: «мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям», «построим настоящую Россию — современную, устремленную в будущее молодую нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда». Заявил, что «больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию». И опять осталось не ясно, как мы это сделаем.
Модернизация президенту видится главным образом в техническом свете. Он назвал пять приоритетных направлений (которыми уже занимается президентская комиссия по модернизации): внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности. Производство отечественных лекарств (тут не ясны роли госзаказа и частного бизнеса), использование приборов учета энергии и энергосберегающих лампочек, развитие технологии сверхпроводимости, цифровое телевидение, широкополосный доступ в интернет «по разумным ценам», суперкомпьютеры, даже электронное правительство (над которым правительство аналоговое работает уже лет семь, но вот вроде бы законопроект готов к первому чтению — см. статью на стр. А2) — все это проекты полезные, но довольно частные. Президент предложил создать некий «мощный центр исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержке всех приоритетных направлений, именно всех направлений» — эта фраза лучше всего иллюстрирует расплывчатость представлений о модернизации.
Даже для решения перечисленных вопросов технической модернизации необходимо изменение общих условий — реформа политических, общественных, экономических институтов. Дмитрий Медведев говорил и об этом, но общие пожелания не были равны конкретным поручениям.
«…мы будем помогать только тем, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка». А как же правительственная помощь «АвтоВАЗу»?
«Поручаю правительству <...> привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами». При том что правительство 10 лет не может разобраться с техническими регламентами.
«Поручаю правительству подготовить решения, обеспечивающие оптимизацию объема и эффективность участия государства в деятельности коммерческих организаций». Абсолютно любые решения можно подвести под эту задачу. По поводу роли государства заявления противоречивые: его участие в экономике надо снижать, но при этом многие задачи модернизации предложено решать через госзаказ, направления технического развития тоже определяет государство.
Судьба госкорпораций, поручение разработать новый порядок согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов, кратно снижающий сроки получения разрешений, — эти места в послании конкретны и полезны. Проект «Наша новая школа» замечателен вниманием к реформе образования — однако, с другой стороны, обещает новые ожесточенные споры и делает реформу бесконечной. Упростить получение виз для уехавших на Запад ученых — в принципе удобно, правда, очереди ученых на въезд в Россию не наблюдается.
Новации в сфере благотворительности — со множеством ограничений: государство будет помогать «социально ориентированным» НКО, этот статус еще надо получить. От налогов освобождается помощь детям-сиротам и инвалидам. Почему не освободить любые пожертвования? Потому что «не должно быть лазеек, позволяющих прикрываться такой деятельностью для неуплаты налогов» — старый тезис, который сводит на нет призывы к благотворительности.
Предложенные изменения в политической сфере (см. статью на стр. А2) — косметические. Усиление открытости власти, улучшение работы судов и правоохранительных органов — пунктиром. Северный Кавказ — «уровень коррупции, насилия, клановости <...> беспрецедентен». Поэтому появятся инвестпроекты, которым будет оказана адресная поддержка, и отдельный ответственный за регион человек — очевидно, чтобы деньги не проходили через местных чиновников, самый успешный из которых накануне получил от Медведева специальное звание генерал-майора милиции.
Вряд ли стоило ждать от президента прорыва. Предложенные шаги несоразмерны проблемам страны — но это то, что сегодня может сделать президент. Возможно, ему следовало бы какую-то одну идею сделать масштабной, чтобы ее реализация показала серьезность намерений и помогла создать в обществе атмосферу доверия.
Мелкие инициативы где-то что-то улучшат, но большинство этого не заметит. И от послания запомнится только предложение сократить число часовых поясов и отказаться от летнего времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий