Повышенный риск развития шизофрении можно выявить уже у новорожденного ребенка. К такому выводу пришли медики после ряда томографических и ультразвуковых исследований.
Сочетание магнитно-резонансной томографии с ультразвуковым обследованием позволило врачам получить подробные изображения мозга малышей. Сопоставление мозга детей в обоих группах выявило больший объем желудочков, больший размер мозга в целом у тех, чьим матерям был поставлен диагноз «шизофрения».
Авторы исследования также отметили и то, что у девочек отличий в строении мозга обнаружить не удалось. Этот факт, по мнению врачей, неплохо согласуется с хорошо известной психиатрам особенностью шизофрении— болезнь чаще поражает мужчин и тяжелее у них протекает.
Риски и прогнозы
Означает ли открытие то, что шизофрению можно будет выявлять в самом раннем детстве? Нет, говорят ученые, пока что речь идет лишь об определении риска. Одна десятая— это сравнительно немного, такой риск означает что всего один человек из 10 в будущем может заболеть шизофренией, поэтому правильнее сказать, что ученые научились выявлять группу риска.Что уже немало: ведь пациентам, которые предрасположены к шизофрении, может потребоваться другой набор медицинских препаратов при лечении каких-то иных заболеваний. Большее внимание может потребоваться при психотерапии и воспитании— хотя здесь встает ряд далеко не однозначных этических вопросов, касающихся ранней оценки рисков для здоровья как таковых.
В США, где было проведено исследование, уже сейчас действует закон, определяющий порядок работы с другой категорией ранней оценки рисков— Genetic Information Nondiscrimination Act, GINA. Его принятие в 2008 году было обусловлено именно тем, что развитие генной инженерии вплотную подошло к быстрому прочтению и анализу индивидуального генома, с соответствующей оценкой наследственных признаков.
Во многих случаях знание о том, что человек может (ключевое слово именно «может») заболеть раком легких, стать жертвой раннего инфаркта или шизофрении в подростковом возрасте, оказывается далеко не столь однозначным благом для самого индивида. Страховая компания, узнав про повышенный риск инфаркта или рака, может тут же поднять тариф, ну а как будут относится подростки к сверстнику, который «несет гены шизофрении», догадаться несложно.
В рамках GINA запрещено передавать генетическую информацию работодателям и страховым компаниям; будет ли в итоге сделано что-то подобное для других методов? Не приведет ли знание о том, что ребенок может заболеть шизофренией к тому, что он станет жертвой чрезмерной опеки и нервозности со стороны родителей? Все эти вопросы требуют ответа, и потому Джон Гилмор, руководитель исследовательского коллектива, не призывает внедрять новый метод в практику тут же. Его группа намерена продолжить наблюдения за обследованными детьми на протяжении многих лет подряд, и только после этого можно будет говорить о серьезных перспективах метода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий