понедельник, 22 августа 2011 г.

Дозаторы инсулина могут выходить из строя в самолёте




Как показало недавнее исследование, изменение атмосферного давления в салоне самолёта может приводить к поступлению слишком большого или слишком малого количества инсулина через носимые дозаторы.

Таким образом, чувствительные к небольшим изменениям дозы больные сахарным диабетом (СД) могут подвергаться риску при путешествиях по воздуху. Однако, по мнению стороннего источника, это касается только некоторых пассажиров с СД.

Узнав о случае с 10-летней девочкой, больной СД 1 типа, у которой через час после взлёта резко снизился уровень глюкозы в крови, Bruce King из Детской больницы им. Джона Хантера в Ньюкасле (Австралия) с коллегами стали отслеживать другие подобные сообщения.

Затем, чтобы разобраться в причинах таких случаев, они провели эксперимент, подняв на борт самолёта 10 инсулиновых дозаторов, предусмотренных для постоянной поставки инсулина в кровь. Такие приборы носят в основном больные СД 1 типа.

Во время взлёта (когда атмосферное давление понижается) дозаторы выдавали излишек инсулина - в среднем от 1 до 1,4 ед. (Взрослому больному СД 1 типа нужно около 50 ед. инсулина в сутки.) При посадке, напротив, повышение давления приводило к уменьшению дозы инсулина - правда, менее чем на 1 ед.

По словам д-ра Robert Cohen, эндокринолога из Медицинского колледжа при Университете Цинциннати, к таким изменениям могут быть чувствительны дети и больные, получающие небольшие дозы инсулина. Но о возможности колебаний поступления инсулина при взлёте и посадке должны знать все больные СД, говорит он.

Производители инсулиновых дозаторов, использованных в эксперименте, продолжают исследовать феномен. Считая, что такие изменения вряд ли будут клинически значимыми, они всё же рекомендуют пассажирам перед полётом проконсультироваться с лечащим врачом, всегда иметь при себе запас глюкозы и часто проверять её уровень в крови.

В свою очередь авторы исследования предлагают диабетикам отсоединять дозатор сразу после взлёта и посадки и проверять, не образовались ли в нём пузырьки воздуха. Кроме того, следует отсоединять дозатор при резких изменениях давления в салоне, которые могут возникать при внештатных ситуаций в полёте.

Аналогичные проблемы могут возникнуть и вне полёта в самолёте - например, при катании на горных лыжах или - у маленьких детей - при подъёме и спуске в лифте небоскрёба, объясняет King.

"В остальном же мы не часто испытываем серьёзные колебания атмосферного давления, - добавляет Cohen. - Но я не представляю, что посоветовать диабетику с дозатором, если он решит прыгнуть с парашютом!".

Источник: Abbottgrowth.ru