Associated Press с полным злорадства удовлетворением сообщает, что Болгария, наконец-то, последней из стран бывшего соцлагеря Европы, открывает «музей тоталитаризма». Впрочем, тут же агентство с сожалением вынуждено констатировать, что вывеска на музее в пригороде Софии, вопреки ожиданиям, гласит: «Музей социалистического искусства».
Действительно, проект изначально представлялся как создание «музея тоталитарного искусства», однако накануне открытия, которое должно состояться в сентябре, рабочие выложили на фасаде здания каменными буквами другое название.
Отвечая на вопрос о причинах столь значимого переименования, куратор проекта Бисера Йосифова отметила, что нельзя допускать «эмоционального экстремизма» в оценке прошлого. Кроме того, добавила она, в музее будут представлены работы лучших художников и скульпторов того времени.
Министр культуры Болгарии Вежди Рашидов, который сам является известным скульптором и инициатором проекта, считает, что молодое поколение не должно быть оторвано от истории и наследия предков. По его словам, очень многое из социалистического искусства выходит за рамки пропаганды.
Агентство, между тем, рассказывает, что не все в Болгарии довольны переименованием и считают, что это «попытка болгарской политической элиты, чьи корни уходят в коммунистическое прошлое, обелить репрессивный диктаторский режим». Приводятся слова члена Европарламента от Болгарии Андрея Ковачева, который утверждает, что трудности перехода Болгарии к демократии связаны с тем, что этот процесс «контролируется структурами бывших секретных служб». Медиа-эксперт Гергий Лозанов добавляет, что музей коммунизма нужен для того, чтобы рассказать будущим поколениям о том периоде, который никогда больше не должен повториться.
Опасения антикоммунистов в Болгарии не напрасны. Искусство социалистического реализма, образцы которого агентство описывает в издевательском тоне («гигантские скульптуры советских диктаторов», «картины, изображающие энтузиазм социалистических рабочих и так называемую «вечную дружбу» Болгарии и Советского Союза»), обладает удивительной силой воздействия и своей действительно высокой художественной ценностью никак не способно оттолкнуть зрителей от той эпохи, которая вдохновляла авторов.
Действительно, те времена прошли. Однако страстное желание либералов запихнуть память о них в эдакую «кунсткамеру тоталитаризма» свидетельствует о том, что они чувствуют – идеи тех времён живы как прежде. Правильно чувствуют. Поэтому неизвестно ещё, какую службу сослужат им «музеи тоталитаризма», которые они понаоткрывали в странах бывшего социалистического лагеря.
http://comstol.info/2011/08/obshhestvo/2106
Комментариев нет:
Отправить комментарий