понедельник, 26 сентября 2011 г.

Россия после Кудрина






















Игорь Николаев
Директор Департамента стратегического анализа компании ФБК




Думаю, что реакция инвесторов на уход Кудрина будет негативной. Можно, конечно, предъявлять разные претензии к обоснованности тех или иных решений Алексея Леонидовича в бюджетной политике, но он действительно пытался сдерживать непомерные государственные расходы. У него не всегда это получалось, и иногда он заявлял свою позицию уже после того, как все было сделано, но все же есть подозрение, что после его ухода государственная политика станет еще менее сдержанной. Уже сейчас много обещано в связи со всеми этими олимпиадами, военными расходами, саммитами и так далее. Такими темпами Россия может быстро лишиться своего преимущества в виде долговой нагрузки в размере 10% ВВП и оказаться в преддефолтном состоянии. Инвесторы – люди осторожные и предвидят такой сценарий.




Трудно вычленить из общего тренда внутрироссийскую составляющую, но все таки, видимо, основную роль здесь играют мировые тенденции, ведь обесценивание рубля происходило все последние дни, еще до политических перестановок. Нефть дешевеет, инвесторы выводят деньги из российских компаний, фондовые рынки падают. И если события в России на это как-то повлияют, то не в лучшую сторону.




Думаю, что никаких принципиальных изменений эта рокировка не принесет. Куда важнее, останутся ли на своих постах ключевые министры. Основные экономические направления определять все равно будет администрация президента, так что в этом смысле ничего не изменится. Ну, разве что Медведев будет продолжать в правительстве развитие своей темы про модернизацию-ииновации.
























 

Евгений Ясин
Российский экономист и общественный деятель, научный руководитель Высшей школы экономики




Не думаю, что уход Кудрина так уж сильно изменит ситуацию. Свято место пусто не бывает. Рано или поздно кому-то придется играть эту сдерживающую роль. Если они попробуют проводить менее осторожную политику, после 2–3 проколов все бумаги попадают, и все равно придется ставить во главе министерства финансов кого-то ответственного.




В основном падение рубля связано с влиянием общемировой ситуации, но есть здесь и национальный элемент. То, что после последних известий россияне побежали скупать доллары, – весьма типичная реакция. В Америке сейчас не лучшая экономическая ситуация, но доллар по-прежнему воспринимается как резервная валюта. Если хотите, то это в России способ голосования. И хотя все вроде бы и знали, что Путин остается у власти, но очередное подтверждение этого факта вызвало вот такое внутреннее чувство протеста. А то, что Медведев возглавит правительство, – это мало кого волнует, ну будет он время от времени произносить слово «демократия», хоть какая-то польза.




Я не верю в то, что будут перемены, хотя знаю, что власти хорошо осознают их необходимость. Ясно, что нужно освобождать бизнес и повышать деловую активность, ясно, что для контроля над бюрократией нужны демократические реформы. Но экономические и политические реформы для власти неудобны, и они, похоже, к ним не готовы. Вот в истории с «Правым делом» казалось, что они через лояльных системе людей будут постепенно увеличивать пространство для общественных сил, но нет, они этот проект взяли и убили. Так что у меня такое впечатление, что менять они ничего не собираются, будут просто сидеть и бояться. И главная их забота будет, если кто вдруг обнаружится живой – немедленно убивать. Это не единственный сценарий, но наиболее, на мой взгляд, вероятный.
























 

Сергей Гуриев
ректор Российской экономической школы




Все зависит от того, кто заменит Алексея Кудрина. Министр финансов – ключевая фигура для макроэкономической стабильности. Алексей Кудрин обладает уникальным сочетанием качеств – глубокое понимание мировой и российской экономики, приверженность своим принципам и, по-видимому, доверительные отношения с премьер-министром.




Рубль – это функция цен на нефть и оттока капитала. Тот факт, что рубль и российский рынок падают при сохраняющейся высокой цене на нефть, означает, что отток капитала продолжается – инвесторы почему-то не удовлетворены объявленными в субботу решениями.




Предсказывать экономическую политику нового кабинета невозможно. Во-первых, он еще не сформирован. Во-вторых, слишком многие высказывания Путина и Медведева оказались не соответствующими действительности. Самый свежий пример – это заявления о том, что решение о рокировке было принято давно, и о том, что оно еще несколько месяцев назад не было принято.
























 

Олег Вьюгин
председатель Совета директоров «МДМ-Банка»




В краткосрочной перспективе рынки, конечно, всегда негативно воспринимают такое событие как отставка министра финансов, тем более когда рынок и так напряжен глобальными проблемами. Такие вопросы лучше решать тихо, не вынося на публику. Тем более, Кудрин воспринимался в целом инвесторами положительно. В долгосрочной же перспективе главный вопрос, который всех интересует, – а кто будет следующим, какую политику будет он проводить?




Нынешнее падение российского рынка конечно в наибольшей степени предопределено мировыми тенденциями, это происходит уже не первый день и связано в целом с нехваткой ликвидности в Европе. За тот же период бразильский реал упал на 15% (рубль, кстати, всего на 13%), впервые за очень долгое время китайцам пришлось поддерживать юань (до этого-то проблемы были только с тем, что он, наоборот, рос слишком быстро). Как я уже сказал, уход Кудрина ситуацию на российском рынке только усугубит. А вот рокировка Путина и Медведева, видимо, никак не скажется в ближайшее время, все будет зависеть от той политики, которую они начнут проводить.




Если не менять экономическую политику – это кончится очень плохо. Надо что-то делать с коррупцией, надо сбалансировать бюджет, надо что-то делать с социальными обязательствами, которые только растут. И дело тут не в том, кто будет из них президентом – они и раньше проводили экономическую политику вместе, и, видимо, так будет и после выборов. Дело в другом – им все равно придется менять курс, иначе все это кончится кризисом.
























 

Альфред Кох
российский государственный деятель




Я думаю, что будет кратковременная негативная реакция на уход Кудрина, но в долгосрочной перспективе, последствия его ухода никак не повляют на инвестиционный климат России. Уже сейчас, общий тренд является негативным и постепенно он будет только ухудшатся. Рынок очень быстро переварит новость об уходе Кудрина и в свете общих негативных событий, это будет лишь еще одним эпизодом, который будет на него давить, но какого то резкого перелома, кривой не вызовет.




Что касается падения рынка и рубля, то это безусловно связано с реакцией на мировые события. Надо понимать, что это падение началось еще до съезда «Единой России». Поскольку весь наш фондовый рынок сделан на иностранном капитале (отечественного капитала в нем фактически нет), то это просто следствие оттока капитала, ухода в доллар, поиски каких то более надежных инструментов. Прежде всего это сказывается на тех рынках где отечественного капитала меньше, чем привозного, поэтому русский рынок и упал больше, чем все остальные.




Говорить сейчас о смене экономической политики рано. Сначала надо посмотреть на то, какие перестановки в правительстве будут сделаны. А по поводу смены президента – это сильное заявление. У нас что, поменялся президент? Я за последние 12 лет никакой смены не заметил. Если Вы имеете ввиду Медведева, то я его никогда не считал за президента. Он и человеком то называтся может достаточно условно, с большой натяжкой. Может быть только его жена и считает его человеком, а больше кажется никто. Прежде всего, его человеком не считает Путин, иначе он сейчас хоть чуть-чуть бы щадил его самолюбие.


http://slon.ru/economics/rossiya_posle_kudrina-681733.xhtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий