19 апреля перед публичной беседой о благотворительности пианист Николай Курдюмов играл прелюдии Баха из цикла «Хорошо темперированный клавир».
Собеседников было четверо: ведущая Татьяна Малкина, врач и директор фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, известная как доктор Лиза, Татьяна Тульчинская, директор благотворительного фонда помощи детям-сиротам «Здесь и сейчас», и Ирина Ясина, экономист и общественный деятель.
Народу было немного.
- Вы не Шнуров, - грустно на это сказала гостям ведущая и сразу спросила их, почему так мало людей в России занимаются благотворительностью, хотя в Америке это обыденно, как чистка зубов.
Гостьи отозвались, что занимаются много, но есть и много «но». Ирина Ясина предположила, что мало кто афиширует свои добрые дела, потому что считается, что хвастаться нехорошо. И в 20 лет никому не приходит в голову идти в дом престарелых помогать старикам. С другой стороны, сейчас молодежь стала более сознательной, в отличие от людей более зрелого возраста:
- Среди них редки те птицы, которые долетают до середины Днепра, - cказала она и поделилась мнением, что супругам высших лиц государства следует подавать хороший пример народу, как это делала Элеонора Рузвельт. Тогда девочки из high society помогали еврейским детям, которые выросли и создали Голливуд. А мы даже не знаем, как выглядит супруга Медведева.
Татьяна Малкина, Ирина Ясина, Елизавета Глинка и Татьяна Тульчинская. Фото Наташи Четвериковой
Елизавета Глинка сказала, что культуру нужно воспитывать в людях с детства, а государство должно помогать. Сейчас оно не поощряет хорошие действия, направленные по отношению к другим людям.
Ирина Ясина продолжила: она рассказала, что теперь помогает приюту для кошек.
- Если кому нужно пристроить котеночка, вы знаете, куда обращаться! – обратилась к зрителям Малкина.
Ясина уточнила, что она, наоборот, может помочь забрать кошку из приюта.
- Если кому нужны старые, больные кошки, вы знаете, куда обращаться! – снова пошутила ведущая и спросила Ирину Евгеньевну: Какие котята, если у нас людей девать негде и некуда?
Та ответила, что благотворительностью надо заниматься по мере сил, это не крест. Вот у Елизаветы Глинки сил много, поэтому она может помогать людям, а у нее сил меньше. Тогда Татьяна спросила у Елизаветы Петровны, может ли помощь навредить.
Она рассказала, что, безусловно, может. Сама доктор Лиза всегда делает все, что только может, для умирающих. А вот остальным людям она старается помогать так, чтобы они смогли встать на ноги, а не делать все за них. Иначе они сядут на шею. Она привела в пример бездомного, которого они вылечили и устроили на работу в фонд, где он и живет. А он отказался немного задержаться на работе, потому что у него рабочий день до 6 часов.
Тогда Татьяна Тульчинская заговорила о том, что детям тоже нужно помогать с умом.
- Мы любим детей два раза в год: на Новый год и в День защиты детей. В эти дни все приносят горы подарков, а дети потом плюются шоколадками.
По словам Тульчинской, это развращает детей. Их заставляют писать письма Деду Морозу, а потом им привозят мешки с другими подарками, и они спрашивают: а это что такое, я это не заказывал. Другое дело, когда получается пообщаться с детьми и научить чему-то важному: например, однажды она водила воспитанников детского дома к одиноким старикам, чтобы они могли научиться проявлять заботу.
Затем стали обсуждать, кто и на что охотнее дает деньги. По словам Ясиной, на лечение детей неславянской внешности собрать деньги труднее. Тут и диаспоры не всегда помогают. А Татьяна Тульчинская считает, что дело все в усталости людей. Они хотят опереться хоть на что-то, и им хочется профинансировать детей, которые точно поправятся.
Малкина подняла тему домов престарелых и привела в пример американские аналоги таких заведений, где старики живут с удовольствием. Доктор Лиза на это с сомнением сказала, что у нас даже в очень бедных семьях не принято сдавать куда-то своих бабушек и дедушек. Тем более что она не видела в России приличных домов престарелых. Тульчинская посетовала, что мы упираемся в системную проблему.
- Голикову видели? – спросила ее Ирина Ясина.
- Я морщусь каждый раз, - ответила Татьяна.
Ирина сказала, что не понимает мам с больными детьми: можно же выйти в пикет и потребовать помощи у государства. Доктор Лиза с ней согласилась:
- Страх. Женщины боятся жаловаться на больницы, где обидели их детей. Они боятся, это рабы.
Она добавила, что нужно печатать брошюры-памятки о том, что делать в случае тяжелой болезни в семье или в случае квартирной махинации. Ведь люди не знают своих прав.
Малкина тогда спросила своих собеседниц, какие препоны государство ставит на пути благотворительности. Ясина упомянула двойное налогообложение – когда деньги, которые ты направляешь в пользу благотворительности, еще раз облагаются налогом. А Глинка рассказала, что у нас облагают налогом получателей помощи, если они получают ее чаще раза в год. Это значит, что она не может помогать той или иной семье ежемесячно, хотя такой вид помощи эффективнее всего.
Ирина Ясина рассказала душераздирающую историю о лицее-интернате «Коралово», построенном в в 1994 году на деньги Ходорковского. Он существует до сих пор, «только потому, что Михаил Борисович успел перевести часть денег на счет в Англии». И теперь лицей продолжает получать финансирование – проценты с этого вклада. Так вот бабушки стали забирать оттуда детей, потому что им приходят требования заплатить 13%-ный налог с денег, которые интернат потратил на воспитание и обучение детей. А это большие суммы. Из-за этого чуть не пострадал воспитанник интерната Саша Фролов, родители которого погибли в Норд-Осте. Его бабушка не могла заплатить налог, даже если бы продала квартиру. Ясина подняла шум, хотя многие боялись помогать мальчику, из-за того что интернат был связан с Ходорковским.
- Ну перестаньте! – не выдержала доктор Лиза.
Ирина Евгеньевна все же продолжила и рассказала, что мальчика выручило то, что ей с коллегами удалось внести поправку в закон, касающуюся детей с трудной судьбой.
Перешли к вопросам из зала. Зритель спросил, правда ли, что половина детей, которым помогает фонд «Подари жизнь», умирает в течение месяца? Не лучше ли помогать другим детям, которые могут, например, потом основать второй Голливуд?
- Ну так и не помогайте, чего вы? – сказала доктор Лиза, которую очень задел этот вопрос.
Ирина Ясина сказала, что это чудовищно – помогать тому, кто точнее выживет. И Тульчинская с ней согласилась. Тогда Ирина Ясина рассказала о своем видении адресатов помощи: надо помогать не Гринпису, а приюту на своей улице или детдому, в который можно приехать.
Тут встала девушка из зала и спросила, как быть, если возникла конкуренция с другим фондом, и теперь им не дают ездить в детский дом, а друзья вообще не хотят заниматься благотворительностью, потому что там «один бизнес».
- Бизнес в чем? – cпросила ее ведущая.
- «Кто добрее» - пояснила девушка.
- А вы обратите внимание на другой ассортимент, - грустно пошутила Татьяна и привела в пример пациентов Елизаветы Глинки. – Лизиных пациентов никто из рук не рвет, гуляй не хочу.
- Абсолютно, - подтвердила Елизавета Петровна.
Зрители спросили, помогают ли российские компании благотворительным фондам. Ирина Ясина сказала, что да: например, «Лукойл», Абрамович и Дерипаска. Просто они это не афишируют.
- Но у нас нет своего Билла Гейтса, - возразила ведущая.
Тогда Татьяна Тульчинская привела в пример Потанина, основавшего фонд «Династия».
Поступил следующий вопрос: зритель спросил, почему люди, которые собирают деньги на операции, не хотят сначала помочь себе сами и продать квартиры. Доктор Лиза сказала, что люди продают квартиры, но иногда чего-то, может, и не делают – если не знают, как. Другой зритель, молодая девушка, спросила, как можно помогать вслепую, ведь человек может оказаться негодяем. У нее был такой случай.
- Идеальных нет, тут что, ангелы собрались? – спросила ее доктор Лиза и посоветовала ей помогать хорошим.
Елизавета Глинка. Фото Наташи Четвериковой
В этот момент встала девушка из благотворительного проекта «Все вместе» и призвала всех обращаться к ним – они знают все о том, как и кому лучше помочь, и людям, и кошкам.
- Кошки плохими не бывают, - заметила Татьяна Малкина.
В заключение показали 7-минутный фильм о докторе Лизе – о том, как она лечит и кормит бездомных на Павелецком вокзале. Фильм был страшным, грустным и смешным.
http://www.polit.ru/country/2011/04/20/blago_mf.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий