четверг, 21 апреля 2011 г.

Завещать себя другому. На органы...




"Продам свою почку за 30 тыс. долларов, абсолютно здоров, не пью, не курю, группа крови 2+. Обращаться только с серьезными намерениями". Таких объявлений сегодня в интернете навалом, и цены на "живой" товар измеряются тысячами, а то и миллионами рублей. А тем временем больные люди годами стоят в очереди за бесплатным донорским органом, ждут операцию. Да и та еще не означает победу над недугом, ведь пересаженный орган не всегда приживается… Что такое трансплантация и каково это, каждый день бороться за жизнь, на себе испытала курская семья Самойловых.



    В Курской области операций по пересадке органов не делают, хотя задумка такая в свое время была. Несколько лет назад на базе ОКБ организовали Центр трансплантологии под руководством заместителя главврача больницы Сергея Шевченко. Но забор и пересадку ни разу так и не удалось осуществить. "Тому множество причин, - отвечает Сергей Михайлович. - Где-то неготовность самих врачей… Да и общественность, население тоже еще не способны принять моральную и юридическую стороны этого вопроса. Трансплантация - технологически очень сложная вещь. И чтобы хирурги делали это хорошо, они должны заниматься этим постоянно, много, то есть нужна соответствующая практика. Похожие центры давно работают у наших соседей - белгородцев и воронежцев. Поэтому, думаю, было бы нецелесообразно открывать их в каждом регионе - в этом нет нужды. Хотя в принципе Курск мог бы взять часть функций на себя, например, проводить забор донорского материала…"
    Орган, в пересадке которого чаще всего нуждаются больные, - это почка. По данным медицинских исследований, на миллион населения каждый год появляются порядка 100-120 новых пациентов, которым требуется заместительная почечная терапия. Они проходят процедуру гемодиализа (то есть находятся на искусственной почке), их записывают в так называемый лист ожидания, обследуют, определяют генетическую принадлежность по разным параметрам. И люди стоят в очереди того или иного региона, зачастую не один год дожидаясь потенциального донора. Качество жизни тех, кому уже пересадили почку, несравненно лучше, чем на хроническом гемодиализе. Ведь эту процедуру надо проходить три раза в неделю, по пять часов. Да и для государства она обходится очень дорого - содержание такого больного в год оценивается в более чем полмиллиона рублей.
    По данным ОКБ, сегодня в нашем регионе на искусственной почке живут порядка 120 человек. Но не всем из них требуется пересадка, у одних есть ограничения по возрасту, у других - по сопутствующим заболеваниям. Тем не менее процентов 30 - это люди молодые, в трудоспособном возрасте, то есть потенциальные реципиенты. "Но шансов на трансплантацию у них мало, - откровенно говорит Сергей Михайлович. - Квоты им Минздравсоцразвития сейчас практически не выделяет, да и операций по пересадке проводится крайне мало". Всего наберется немногим более десятка курян, кто живет уже с трансплантированной почкой.
    Большая беда в том, считают медики, что в нашей стране не развита система донорской службы. Во всех цивилизованных государствах (особенно Испания в этом плане служит примером) считается почетным написать завещание или указать в страховом свидетельстве: мол, в случае смерти отдаю свои органы. И благодаря им чья-то жизнь, и, возможно, не одна, будет спасена. Конечно, в данном случае имеется в виду гибель от таких причин, после которых можно забрать здоровый и неповрежденный орган, например, после автомобильной аварии. "Мой коллега из Германии, с которым мы общаемся, тоже написал такое завещание, - рассказал заведующий отделением гемодиализа ОКБ Вадим Косьминин. - А у нас пока еще как дикость воспринимают тот факт, что покойника похоронят с вырезанной печенью или легким. Но посудите здраво - ему-то уже совершенно всё равно! А его родственники должны понимать, что это сохранило кому-то жизнь…"
Тем не менее медицина все-таки идет вперед. Сейчас пересаживают и более технологически сложные органы, чем почка, - печень или ее фрагменты, сердце, поджелудочную железу, легкие или целый комплекс "легкие - сердце", и даже руку и лицо! А вот проблема отторжения донорского материала до конца так и не решена.     Конечно, есть препараты, которые подавляют собственную иммунную систему реципиента, и тогда чужеродный орган не отторгается организмом. Но иногда в отчаянии кажется, что уже никакое лекарство, даже самое дорогое, почему-то не помогает…



"Лишние" члены -
на продажу

Большинству объявлений в интернете о продаже органов не стоит доверять. Да и торговля такая в нашей стране запрещена законом. "Конечно, есть случаи, когда люди идут на крайности в безвыходном положении - чтобы расплатиться с долгами, кредитами. Но в основном, это всё же спекуляция", - говорит замглавврача ОКБ Сергей Шевченко. Некоторые граждане, кажется, вообще не понимают, о чем идет речь, когда собираются продавать свою печень или другие органы, без которых дальнейшая жизнь невозможна. Например, один молодой курянин уже несколько лет настойчиво размещает на всевозможных медицинских сайтах одно и то же объявление, только цены год от года поднимает. Расстаться со своей печенью сегодня он готов за полмиллиона рублей, а вот почку оценил в два раза дороже. В "прайс-листе" имеется еще костный мозг, роговица глаза и… яички. Тут уж одно из двух: либо просто дурацкий розыгрыш, либо нехватка собственных мозгов!



11 лет борьбы за жизнь



    Так неловко приставать к человеку с расспросами, если у него беда и на душе тяжело. Особенно когда это касается его ребенка. Но Дмитрий Самойлов старается держаться, обстоятельно беседует с корреспондентом "КВ". Чтобы не напутать с названиями и датами, листает медицинские документы, справки. Сначала мне показалось, что на столе лежит просто какая-то огромная папка. Но это, оказывается, больничная карта сына…
Проблемы со здоровьем у Саши начались в 2000 году, когда мальчик почувствовал себя очень плохо, дело дошло до реанимации. После обследования в детской областной больнице врачи поставили диагноз - "дисплазия почек". И в том же году Сашу направили в РДКБ (Российскую детскую клиническую больницу).
    - Это всё благодаря Галине Михайловне Сычевой, нашему врачу - такая хорошая, спасибо ей! - вспоминает отец. - Для нас добилась-таки квоты на лечение в Москве, а то бы не дали…
    Долгих четыре года ребенок ждал операции, и все это время проходил лечение на программном гемодиализе. О беде Самойловых узнали в столичной прессе, написали в "Московском комсомольце". И буквально через пару месяцев Саше пересадили почку - донором стал немолодой мужчина. "Я, к сожалению, не знаю, кто он и откуда, погиб ли в аварии…", - говорит Дмитрий Захарович. Но, к несчастью, почка не прижилась, пошел процесс отторжения. Кроме того, из-за нарушений фосфорно-кальциевого обмена искривлялись кости, суставы, ребенок практически не мог ходить, что причиняло дополнительные страдания. И чтобы больше "не лежать" под искусственной почкой, мать Татьяна решила отдать сыну свою. "У меня отложение камней, а то бы и я не медлил ни минуты", - добавляет отец.
    В 2008 году в РНЦХ (Российском научном центре хирургии) прошла повторная операция. Но каково было отчаяние и горе родителей, когда она опять не принесла результата. Дмитрий Захарович, не скрывая слез, читает запись в карточке: "Острое отторжение трансплантанта… Думаю, что на этот раз виноваты врачи. Там одно лекарство есть, которое после операции надо было постепенно отменять, а они сделали это сразу, резко. Я просто не удержался и высказал им всё: "Вы что тут, над моим сыном эксперименты ставите?!" Просто не знаю, что дальше будет. А пока мы из этого Центра перешли в 52-ю больницу Москвы…"
    Сейчас Саша дома, но в конце апреля им с отцом снова надо ехать в столицу. Такие поездки, недельные, а то и дольше, повторяются каждый месяц, - надо сдавать анализы, проходить процедуры, обследование. И на каждое путешествие уходит больше половины месячного семейного бюджета - билеты на дорогу туда и обратно, а еще надо на что-то жить, питаться, ездить по Москве. Очень дорогому, в плане цен, городу. "Ну что там можно купить на мою пенсию? - сокрушается Дмитрий Захарович. - С билетами тоже одна нервотрепка. На днях пошел в собес - не дали, сказали, нет их! Хотя комитет здравоохранения выписал документы на бесплатный проезд. Теперь придется у кого-то занимать на дорогу..."
    …К сожалению, повидаться с Сашей корреспонденту "КВ" не удалось - тот был на учебе, когда мы встретились с его отцом. Несмотря ни на что, парень поступил в университет и вот уже заканчивает первый курс. Хорошо разбирается в компьютерной науке, любит технику. Увидела его я только на фотографиях из семейного архива: симпатичный, улыбчивый, а в глазах столько жизни, надежды и молодости. Такие же пронзительные глаза у его отца, который и после 11 лет борьбы за жизнь сына готов биться дальше. А у тех, кто не опускает руки, непременно все будет хорошо.



http://kv.k46.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6976

Комментариев нет:

Отправить комментарий