суббота, 6 августа 2011 г.

Отчет о посещении Ваганьковского кладбища





Как говорится – «…вновь я посетил…» На Ваганьковском кладбище я не был много-много лет. А первое мое посещение было вскоре после похорон В.С. Высоцкого. В тот день я был у театра и не попал туда, потому что скопление народа было неимоверное и очередь двигалась, но мы не знали – почему. А разгадка оказалась проста. Её начало разгоняли силы правопорядка, за счет чего и осуществлялось движение общее. Поэтому на кладбище я поехал позже, на 9 дней, должно быть. Это было незабываемо! Масса людей… Кто-то поет под гитару, кто-то читает стихи… Листочками рукописными усыпана могила, у многих фотоаппараты. Люди кладут цветы и не уходят, а стоят около или фланируют неподалеку. Могила огорожена барьерами и букеты принимают две замотанные женщины и за цветами не видно свежий холм, за которым стоит большая фотография Поэта. И день похорон и посещение могилы я запомнил на всю жизнь. О чувствах моих писать не буду, ибо и так понятно, что с уходом В.С. Высоцкого мы все потеряли что-то необходимое и важное в жизни. Но были и негативные моменты у его могилы. Слишком много «кликуш», экзальтации и наигранности какой-то. Что неизбежно и понятно, но неприятно очень и очень. 



Второе мое посещение Ваганькова было после смерти О. Даля. Который нравился мне безумно и от его безвременной кончины я тоже долго не мог оправиться. Несчастный «принц Флоризель», терзающий себя и окружающих… И так и не сумевший вписаться в жизнь.



Из написанного можно понять, что я не любитель «класть цветы на могилы»… Не помню, откуда эта фраза. То ли из книги, то ли из фильма. Там рассуждали, как это благородно – посвятить такому делу жизнь. Я предпочитаю вспоминать ушедших наедине с собой и с ними. Не напоказ. Как писалось в недавней статье – «ненавижу сеансы массовой скорби». Ведь память не в том, чтобы скрупулезно посещать погост на все даты, верно? Память в нас и не зависит от частоты посещения мемориалов.



Почему-то вспомнилось, как в одной статье о В.С. Высоцком автор с недоумением писала, как её поразила афиша «Посетите наш праздник – 20 лет без Высоцкого»… Хотя, сочинители плаката не солгали и для них это, наверное, и в самом деле праздник. Торжество бизнеса на памяти Великого Поэта. Где можно отметиться и даже спеть его песни и почитать стихи… Неважно, что это получается плохо и фальшиво у многих, не это главное. А еще можно получить из рук отпрыска Гения какой-то приз и как-бы остаться в Истории даже. Так, должно быть, размышляют многие из участвующих в подобных «мероприятиях». Но что-то затянулось мое лирическое отступление…



О чем я, собственно, хотел написать – недавно в ГП была опубликована статья  Виктора Иванова «На Ваганьковском кладбище», (http://gidepark.ru/community/643/article/389537в которой автор выражал свое недоумение по поводу того, что не нашел на кладбище мемориал «Защитникам демократии». Что несколько раз обошел ряды могил, но захоронений Усова, Кричевского и Комаря не обнаружил. Была бурная дискуссия в которой высказывались самые разные версии. Все это можно прочитать, поэтому не стоит пересказывать. Я пообещал внести ясность в этот вопрос и развеять сомнения м подозрения. Почему-то я был уверен, что все на месте и просто случилась досадная неувязка. Господин Сюр Реалистов написал, что побывал и свидетельствует – все на месте. Но я уже дал обещание и настроился, посему решил не отказываться от поездки и увидеть все своими глазами. И вот сегодня, 4 августа, в 9 часов 45 минут, я вышел на станции «Улица 1905 года» и руководствуясь воспоминаниями пошел в сторону Ваганьковского кладбища. Излишне говорить, что я не узнавал ничего вокруг. Улица была та, но совершенно другая. Что характерно для Москвы, которая за эти годы настолько преобразилась, что некоторые места узнать совершенно невозможно. Тем не менее память меня не подвела и я вошел в ворота… Первой могилой, которую видишь входя, конечно же является могила В.С. Высоцкого. Далее я не буду ничего рассказывать, ибо незачем. Ограничусь тем, что могилу О. Даля я тоже отыскал без труда. Память воскрешает все, стоит только оказаться на месте и немного постоять, глядя на церковь и слыша, как уличный музыкант наигрывает что-то печальное, стоя на центральной аллее



Что-же касается самого объекта поисков, то все на месте и в порядке. Для убедительности я снял с нескольких ракурсов.



Уважаемый Виктор! Можете не волноваться. Прах Героев не потревожен.



Уважаемый Сюр Реалистов! Вы были правы. Я это сделал не от недоверия к Вам, а потому что обещал.



Да и фото убедительнее слов, все-таки.



PS. Фотограф я неважный, поэтому прошу извинить за качество снимков. Как получилось… Где-то в середине фотогалереи старинное надгробие – как-же красиво писали раньше на памятниках! И еще – я не ставил перед собой цель сделать фотоальбом «Могилы известных людей». У меня была конкретная задача и все остальное просто снято по пути. В этом нет никакой системы и предпочтений. Просто то, на что упал взгляд.



Спасибо Виктору! Без его статьи я и не знаю, когда еще собрался бы посетить Ваганьково… Когда все рядом, все время откладываешь на потом…







http://gidepark.ru/user/987569358/article/394730


Комментариев нет:

Отправить комментарий