О том, что качество обучения студентов медицинских ВУЗов в наших странах снизилось - это факт. Здесь уже не раз обсуждались ситуации, когда доктора-преподаватели не заинтересованы в воспитании "себе подобных", и фразы вроде "мне не выгодно воспитывать себе конкурентов" - не редкость. Но это мы говорим о частных случаях. Что уж говорить, когда в качественной подготовке студентов не заинтересовано руководство университета либо же - сама "верхушка пирамиды", т.е. Министерство образования/здравоохранения (первое вытекает из второго). Наиболее яркий пример - переход на т.н. Европейскую систему образования. Какое в ней преимущество перед предыдущей, советской, никто так толком и не объяснил. Что же имеем сейчас? Не знаю, как в России, в Украине где-то уже с десяток лет в медвузах проводится т.н. министерский лицензионный экзамен - Крок-1, Крок-2 и Крок-3 (на 3-м, 6-м курсах и интернатуре соответственно. "Крок" в переводе с украинского на русский - "шаг"). Суть его - сдать тестовый экзамен из 200 вопросов, т.е. набрать минимальный проходной балл. Кто не сдал - сначала на пересдачу, в случае повторной несдачи - до свидания! Стоит сказать, что очень редко, кто не проходит эти экзамены. Однако, суть не в этом. В Министерстве подводят итоги этих экзаменов, и потом - составляют рейтинг ВУЗов по этим самым "Крокам". Ясное дело, что каждый университет никак не хочет оказаться в нижней части этого списка, а, по возможности, желает еще и занять какое-нибудь "призовое" место. Поэтому и акцент в обучении, а еще больше - в подготовке в Кроку, делается с упором на решение тестов. Поскольку Министерство выдает готовую "базу" тестов из 7-10 тысяч вопросов, из которых на экзамен будут выбраны 200, то цель руководства ВУЗов - проработать по максимуму со студентами эту базу, т.е. в обучении акцент делать именно на нее. За несколько недель до самого экзамена занятия для студентов прерываются, и начинаются так назваемые начитки - преподаватели разбирают со студентами исключительно эти тесты. Начитки эти проходят также и по субботам (а что, надо максимально использовать оставшееся время!). В итоге, пройдя прелести душных аудиторий в виде монотонного разбора тестов и параллельного созерцания цветения флоры и трелей пернатых за окном , студенты пишут этот Крок, узнают результат, облегченно вздыхают и выслушивают монолог от ректората университета, содержание которого зависит от занятого университетом места в итоговом списке ВУЗов. Немного о самих тестах. О несерьезности отношения к работе авторов этих тестов свидетельствуют многочисленные ошибки и опечатки. "Больной К., жалобы на головокружение... ...Объективный статус: АД - 0 мм рт. ст.", вопрос из раздела "Педиатрия": "Больной Д., 30 лет...", сюда же следует добавить и вопросы с несолькими правильными ответами (а выбрать нужно только один), и с отсутствием правильного ответа, а также ситации, когда министерский ответ не совпадает с правильным, однако запоминать нужно вот этот самый неправильный, поскольку именно он заложен в программу подсчета ответов как правильный. Из своей практики помню, как специально сидели, заучивали эти самые "неправильные" ответы... Спрашивается, какая польза из этого всего и кому все это выгодно? Как обычно - старое сломали, нового не построили. Но, говорят, мы семимильными шагами идем в Европу :)
А как ситуация с обучением обстоит в России? Очень интересно послушать!
Комментариев нет:
Отправить комментарий