Ни войны, ни голод, никакие другие болезни не собирали в XVI-XVIIIвеках такую жатву смертей, как оспа. В Европе от нее погибал каждый десятый житель, среди детей — трое из пяти. Люди бросали дома и разбегались, когда в их селения проникал этот невидимый враг. Ничто не объяснят современнику, какой страх перед оспой испытали наши предки. Победу над этим недугом одержал английский врач Эдуард Дженнер.
Ровно на три года продлил жизнь каждого человеческого поколения, начиная с ХIХ века, этот доктор. Так подсчитал еще Пьер Лаплас.
Казалось бы, человек, сделавший столь много, должен обладать какими-то уникальными чертами. Но первое, что бросается в глаза при знакомстве с Дженнером. — как ни странно, их отсутствие. Он не привил себе возвратный тиф, как его российские коллеги Г.Н. Минх и О.О. Мочутковский. Не похищал тела с виселиц, подобно великому врачу и анатому Андреасу Везалию. Не обладал чудесными руками, как немец Теодор Бильрот, разработавший столько операций, что он один был эпохой в хирургии. Дженнер лишь усовершенствовал способ лечения, о котором знали до него. И все же из открытий медико-биологической науки только изобретение пенициллина Флемингом по своим последствиям во всемирном здравоохранении может сравниться с победой Дженнера над оспой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий