
Столетие артиста, сатирика, руководителя Ленинградского театра Миниатюр отмечается как век хорошего юмора, сатиры, которая была влиятельной, острого слова, что значило невероятно много для каждого в стране - от вождя до простолюдина. Райкин был талантлив во всем - даже в своих учениках. И сегодня, когда Аркадия Исааковича почти не показывают по ТВ, да и в Интернете он - не самый популярный персонаж - им слово.
Михаил Жванецкий, писатель-сатирик:
- Как не было у нас такого актера, так и нет. Были единицы, которые так же виртуозно могли перевоплощаться, но они все-таки это делали по-другому. Как великие Евстигнеев или Смоктуновский - разные образы в разных спектаклях. Но 10-20 образов в одном спектакле - причем, абсолютно достоверных... Ведь главное, что отличало Аркадия Райкина - это ПРАВДА. То, что это все было в жизни. В отличие от того, что происходит с юмором сейчас - все выдумано. Какие-то галлюцинации. Все - неправда. Все взято не из жизни. Когда садится шутить группа авторов, то мне уже одно это начинает казаться подозрительным. Причем юмористы - это те, кто на экране. А за экраном - не знаю кто они. Группа авторов, видимо, не юмористы. И когда возникает эта группа - правда исчезает. Появляется КВН.
РГ: Все сравнивают Райкина с Чаплиным...
Жванецкий: Правильно сравнивают. Потому что он был тоже очень смешным. Помимо этого, в нем еще было наше советское сатирическое начало. Чаплин был глубок в человеческих чувствах - общепонятных в любой стране. Чаплин был очень красивым в жизни и очень смешным на сцене. То же самое и Райкин. Красив в жизни, на улице, дома и смешон на сцене. Удивительно, как такое может быть? Мы все считали, мол, юмор - должно быть что-то кривое, косое... Чтобы смешить следует хромать, прикидываться горбатым… кем угодно. Красивую женщину всегда трудно рассмешить - она отвлекает своей внешностью. А вот Аркадий Исаакович был очень красив, высок, строен. Никогда не видел его в домашней одежде! Он мог быть в артистической в халате. А дома всегда в костюме, при галстуке, с платочком. Портной Райкина жил в Риге. У Аркадия Исааковича вес и размеры никогда не менялись. Он просто посылал своему портному отрез ткани - то, что ему нравилось где-то в магазине. Не было тогда этого института, что кто-то побежал, купил, принес, показал… Как сейчас у олигархов. И поэтому в загранпоездках ( а заграница тогда - это были Болгария, Венгрия, Чехословакия…), когда Райкин видел новую ткань, покупал отрез, посылал в Ригу. Оттуда прибывал готовый костюм.
РГ: А что же он ел, что размеры не менялись?
Комментариев нет:
Отправить комментарий