среда, 27 июля 2011 г.

Чужой ребенок




То тут, то там пишут о жестоком обращении приемных родителей с усыновлен­ными детьми. Отчего это происходит?




 Чужой ребенок


Об этом размышляет наш эксперт – практикующий семейный психолог, сотрудник Московского института гештальта и психодрамы Наталья ЩУКИНА.




Виноваты мы все



Посмотрите на среду, в которой мы живем: человеческая жизнь обесценена предельно, детская – беспредельно. По некоторым данным, такого количества беспризорных и брошенных детей не было в России даже в послевоенный период. Сегодня дети для огромной массы населения – побочный продукт жизнедеятельности полузрелых человекоподобных. Как часто мы слышим кошмарные истории о надругательствах над детьми! А где государство в лице социальных работников? Где соседи? Где вообще люди?! Общественность ахает уже в крайней точке, когда ребенок убит. Таким образом, каждый из нас создает поле, в котором возможно все. Ни в коем случае нельзя снимать ответственность с тех, кто совершает преступление, издеваясь над приемным ребенком, но каждый из нас сыграл свою роль в том, что это стало возможным.
В обществе не сформированы моральные ценности. В прежние времена боялись Бога, в советские времена – партбюро, а начиная с 90‑х – гуляй не хочу!



Мотивация



Зачем люди берут из детских домов чужих детей?
Истинная мотивация: потребность иметь ребенка, реализовать родительскую любовь, осуществить заповедь «плодитесь и размножайтесь» пусть и таким образом, если физической возможности для этого нет.




Другой благоприятный вариант: здоровая человеческая потребность делиться «лишним» – без пафоса и самопожертвования: финансовым благополучием, накопленным опытом, любовью – потребность уменьшить страдания ближнего. Потому что родительский дом (разумеется, в нормальном понимании этого слова) лучше детского дома.
Но иногда, к сожалению, берут детей, чтобы получить власть. Люди, которые это делают, не понимают, что вместе с любой властью приходит ответственность. А ее-то нести они неспособны. И это не только их беда, это беда всего нашего общества. На каких примерах сегодняшние молодые люди учатся пользоваться властью? На примере 90‑х, когда было очевидно: власть – это всемогущество и никакой ответственности. Кто у нас ответил за то, что в одночасье все пенсионеры стали нищими? Кто ответил за репрессии? Кто вообще в России за что-то держал ответ?



Что делать?



Как обезопасить приемных детей? Уже сейчас взять ребенка на воспитание – это длительная, нудная процедура. Но даже и ее необходимо усложнить.
Необходимо психологическое сопровождение усыновленных детей и родителей на период адаптации. Как минимум в течение года. И контроль в последующие два–три года. Не только за тем, сыт ли ребенок, одет и обут, а за его душевным состоянием.
Необходимо увеличить количество часов работы психологов с будущими родителями до полного прояснения мотивации: для чего им нужен чужой ребенок.
Чтобы распознать подтекст желания приемных родителей, необходимо время. Первый признак нездоровой мотивации, когда ребенок перестает быть субъектом и становится объектом для улучшения качества жизни родителя. Например, попытка «заменить» умершего ребенка, если горе не пережито до конца, что может отследить опытный психолог. Или сохранение супружеских отношений, когда они на грани разрушения и супруги надеются, что ребенок послужит «клеем». Разумеется, меркантильные вопросы: жилье, пособие, признание общества…
Такую мотивацию не стоит удовлетворять. Добро ходит тихо.



http://www.medikforum.ru/news/medicine_news/9163-chuzhoy-rebenok.html